ГоловнаАрхiв номерiв2017Том 25, випуск 2 (91)Понятие когнитивно-эмоционального дисбаланса (дефицита) и его значение в патогенезе психической патологии и саморазрушающего поведения
Назва статтi Понятие когнитивно-эмоционального дисбаланса (дефицита) и его значение в патогенезе психической патологии и саморазрушающего поведения
Автори Пилягіна Галина Яківна
З рубрики ДІАГНОСТИКА ТА ЛІКУВАННЯ ПСИХІЧНИХ ТА НАРКОЛОГІЧНИХ РОЗЛАДІВ
Рiк 2017 Номер журналу Том 25, випуск 2 (91) Сторінки 65-69
Тип статті Наукова стаття Індекс УДК 616.89-092-008.447-008.19 Індекс ББК -
Анотацiя Патогенез большинства психопатологических расстройств невротического регистра и манифестных вариантов саморазрушающего поведения (СрПв) базируется на психотравми- рующем опыте детства, основным компонентом которого являются девиантные детско- родительские взаимоотношения. Когнитивно- эмоциональный дисбаланс или дефицит (КЭДД) может служить определенной психологической мерой такого психотравмирующего воздей- ствия девиантных детско-родительских взаимоотношений. Цель данного сообщения — описание такого патопсихологического феномена как КЭДД, его характеристик и вклада в разви- тие различных видов психической патологии и СрПв. КЭДД — это диспропорциональное пси- хологическое развитие личности в результате пережитых в детстве хронических девиаций в детско-родительских взаимоотношениях или значительного психотравмирующего события. КЭДД является основным проявлением дезинтеграции психологических процессов (когнитивного и эмоционального функционирования) во взаимодействии с реальностью, а также во внутреннем переживании такого взаимодействия. Можно выделить два базисных варианта КЭДД: регрессивно-эмоциональный и гиперкогнитивный. КЭДД является одним из важных пато- генетических компонентов формирования психопатологических расстройств и различных вариантов СрПв. Понимание механизмов формирования КЭДД и его проявлений целесообразно использовать в диагностике психопатологических расстройств, а также обязательно учитывать в тактике психотерапевтического вмешательства при конкретных видах психической патологии.
Ключовi слова Когнитивно-эмоциональный дисбаланс или дефицит, психические расстройства, саморазрушающее поведение, девиантные детско-родительские отношения
Доступ до повної статтi pdf Скачати
Перелiк
використаної
лiтератури
1. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : дис. … канд. псх. наук : спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии». Москва, 1986. 206 с.
2. Калшед Д. Внутренний мир травмы. Москва : Академический проект, Екатеринбург : Деловая книга, 2001. 368 с.
3. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. Москва : Смысл, 2001. 315 с.
4. Пилягина Г. Я. Механизмы патологического приспособления и детская травматизация в суицидогенезе // Укр. мед. часопис. 2003. № 6 (38). С. 49—56.
5. Пилягина Г. Я., Дубровская Е. В. Нарушения привязанности как основа формирования психопатологических расстройств в детском возрасте // Мистецтво лікування. 2007. № 6 (042). С. 71—78.
6. Балинт М. Базисный дефект. Москва : Когито-центр, 2002. 256 с.
7. Боулби Д. Привязанность / пер. с англ. : Н. Г. Григорьевой, Г. В. Бурменской. Москва : Гардарики, 2003. 477 с.
8. Кернберг О. Тяжёлые личностные расстройства: стратегии психотерапии. Москва : Класс, 2000. 464 с.
9. Пилягина Г. Я. Клинико-патогенетическая типологизация аутоагрессивного поведения // Архив психиатрии. 2003. Т. 9. № 3 (34). 24—30.
10. Чуприков А. П., Пилягина Г. Я., Войцех В. Ф. Суицидология. Основные термины и понятия. Киев, 1999. 60 с.
11. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 507 с. 12. Фрейд А. Эго и механизмы защиты. Москва : ЭКСМО, 2003. 256 с.т